IT-страна: обсуждаем концепцию (Часть 6)

Продолжаем обсуждение проекта Национальной программы «IТ-страна». В сегодняшней статье глава компании «БелХард» Игорь Мамоненко отвечает на критику «IT-страны», прозвучавшую со стороны руководства Парка высоких технологий. А также рассказывает о месте программы «IТ-страна» в государственной «Национальной программе ускоренного развития услуг в области информационных технологий на 2011-2015 годы».

Для тех, кто не следит за обилием законодательных новинок в ИКТ-секторе Беларуси, напомню, что задача этой Национальной программы — реализовать принятую не так давно на государственном уровне Стратегию развития информационного общества до 2015 года.

В рамках новой Нацпрограммы ее авторы свели воедино три ключевых документа: концепцию Государственной программы на период 2010-2015 годы «Информационное общество» (это разработка Минсвязи), проект Национальной программы «IТ-страна» (предложенный ЗАО «БелХард Групп») и среднесрочную программу ускоренного развития услуг в области информационных технологий в РБ на 2010-2014 годы (разработана Администрацией ПВТ).

В числе авторов «объединительного» документа — представители Минсвязи, ОАЦ, Министерства образования, Министерства труда и соцзащиты, МИДа, НАН РБ, ГУ «Администрация парка высоких технологий», ассоциации «Инфопарк», Центра информационных технологий БГУ, общественной организации «Информационное общество».

- Как Вы относитесь к тому, что «IT-страну» государство не планирует реализовывать «в чистом виде», а включило в синтетический документ «Национальная программа ускоренного развития услуг в области информационных технологий на 2011-2015 годы»?

- Фактически «IT-страну» объединили с программой «Информационное общество», которая уже была готова на тот момент, а итоговой сумме дали название, оставшееся от программы, придуманной ПВТ. Конечно, хотелось бы отдельного статуса, ведь эти программы принципиально отличались по целям, масштабам, содержанию и источникам финансирования. Но государство привело свои аргументы — это ускорит сроки начала реализации «IТ-страны», обе программы должны максимально взаимодействовать и усиливать друг друга, часть идей «IТ-страны» может быть и профинансирована за счет бюджета «Информационного общества» в тех областях, где есть пересечение. И, наконец, такой аргумент, как опыт Индии в реализации подобного проекта, где изначально предусматривали три согласованных направления движения: развитие IТ-инфраструктуры, экспорт IТ-услуг, повсеместное внедрение IТ-технологий в самой Индии. И если мы объединим наши программы, то сумма даже перекроет то, на что замахивались и успешно воплотили индусы. Скрепя сердце, мы дали согласие на такой симбиоз — только чтобы быстрее начать двигаться.

- Планируете ли Вы теперь что-либо менять в «IT-стране», исходя из новых условий?

- В этом нет необходимости. Все принципиальные пункты программы станут в ближайшее время законами. Мы будем использовать термин «IТ-страна» и дальше как маркетинговый бренд, будет создан соответствующий портал проекта, IТ-образование получит на период быстрого количественного и качественного развития специальный орган регулирования — «IТ-Академию» и льготы ПВТ. В проекте указа для «IТ-Академии» предусмотрены также следующие функции: «мониторинг международного рынка учебных программ для IТ-специальностей; исследование мировых тенденций в области IТ и составление прогнозов; ведение базы данных актуальных технологий и учебных программ; ведение специализированных электронных изданий по информационным технологиям; формирование списка специальностей и специализаций, определение квалификационных требований к ним; разработка и проведение профориентационных и квалификационных тестов; аккредитация организаций, ведущих деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области информационных технологий и специалистов для отрасли информационных технологий и сертификация преподавателей». И это — реальная победа здравого смысла над заскорузлой инертностью и реальный шаг к успеху проекта. Будет портал с мониторингом, базой знаний и реалити-шоу. Не будет межведомственной комиссии в явном виде. Ее функции будут разделены между ПВТ и «Инфопарком». При «Инфопарке» будут созданы специальные рабочие группы по различным направлениям развития проекта, куда войдут представители соответствующих министерств и различного рода эксперты. Цель их работы — выработка рекомендаций по изменению законодательства, если таковое препятствует достижению целей проекта. Работа групп будет вестись постоянно. ПВТ будет координировать работу этих групп.

К весне уже будут законодательные подвижки и в отношении ВРО. Имиджу проекта немного вредят попытки ПВТ взять на себя заведомо заниженные обязательства по объемам экспорта IТ-услуг. Решили, что маркетинговые службы проекта будут просто игнорировать подобные «страхи».

- Как вы рассчитываете взаимодействовать с партнерами по «программе ускоренного развития IT-услуг», ведь вам придется ее реализовывать совместно с оппонентами «IT-страны»?

- На примере данного проекта существующая модель власти в целом продемонстрировала восприимчивость к инновационным идеям, предложенным представителями частного бизнеса. Это факт. Законы разработаны, «поезд пошел». Но насколько далеко мы на нем уедем, конечно, зависит от многих людей на различных должностях. Результатом будет количество новых рабочих мест, зарплаты людей и доходы от экспорта их услуг. Без значительных усилий благодаря новым законам мы выйдем на $2-3 млрд, но ведь теоретически можно и на $20-30 млрд. Механизм реализации проекта предполагает оперативное изменение законодательства исходя из данных мониторинга ключевых показателей проекта. Мы как бы держим руку на пульсе и вносим своевременные коррективы. Все общество должно действовать как единый слаженный механизм. Конструктивные оппоненты просто необходимы для лучшей коррекции курса.

Откровенные саботажники и просто некомпетентные люди, особенно на высоких постах, — это угроза успеху проекта. Здесь должна помочь полная прозрачность проекта и участие в нем практически всех представителей общества, которые посредством портала будут публично обсуждать каждый шаг проекта. Со своей стороны, государство подрядило в качестве главного контролера по проекту ОАЦ (Оперативно-Аналитический Центр при Президенте — ред.) — орган, с полномочиями которого чиновники не могут не считаться. Таким образом, уже изначально сложилась вполне дееспособная система, которая в состоянии достичь намеченных целей.

Виктор ДЕМИДОВ, Компьютерные вести №43

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий