ИТ-страна: мексиканский путь

В отношении практически каждой страны существует определенное количество стереотипов или клише, которые прочно вошли в мышление людей. Среди них встречаются как довольно серьезные и обстоятельные, так и смешные и абсурдные. С одной стороны, с этим сложно бороться, так как всегда останется кто-то, не желающий мириться с реальностью, поэтому время на переубеждение тратить не стоит. Однако, с другой стороны, можно постараться изменить мнение целевой аудитории, которая непосредственно способна повлиять в настоящем или будущем на положение государства.

Данное утверждение верно и в отношении Беларуси. Мы постараемся на примере Мексики продемонстрировать, во-первых, насколько обманчивыми могут быть стереотипы, и во-вторых, доказать тот факт, что никакие клише не должны влиять на развитие страны. Мексика, в данном случае, выбрана для анализа не случайно. Вы сможете далее убедиться, что между ней и Беларусью можно провести параллель во многих аспектах.

Стереотипы

Обратимся к стереотипам, которые ассоциируются с Мексикой.

Во-первых, большинство уверено, что Мексика является аграрной страной третьего мира, которая отстает по развитию от Беларуси, и в ней нет ничего, кроме кактусов, сомбреро и текилы, которую пьют повсеместно.

Во-вторых, существует устойчивое представление о том, что это криминальная страна, где у каждого есть оружие, и прямо на улицах американские спецназовцы отстреливают наркобаронов.

В-третьих, в отношении населения принято считать, что мексиканцы в массе своей нищета, которая стремится нелегально заработать в США.

Но не является секретом тот факт, что нередко наши представления о тех или иных вещах не совпадают с реальностью.

Реальность

Мы не будем утверждать, что рассмотренные стереотипы ошибочны на 100%, но постараемся обратить внимание на расхождение их с действительностью. В отношении Беларуси также существует множество негативных клише, с которыми бизнесу приходится бороться.

Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что Мексика по технологическому развитию не уступает нашей стране. Уже много лет во всех крупных городах есть доступ к интернету через Wi-Fi, причем, в большинстве своем, бесплатный, хорошие дороги, развитая экономика и система социального обеспечения населения. Стоит отметить также, что оружие в Мексике свободно нигде не продается, для этого нужно особое разрешение и пакет документов. Даже полицейские не носят оружия, за редким исключением.

Однако наиболее интересным фактом является то, что на протяжении нескольких последних лет эта страна удерживает позицию одного из мировых лидеров сферы ИТ-аутсорсинга. По мнению президента мексиканской национальной Палаты по электронике, телекоммуникациям и информации (Mexican Electronics Telecommunications and Information Technologies Industries Chamber — CANIETI) Сантьяго Гутиерреса Фернандеса (Santiago Gutierrez Fernandez), в 2011 году доход мексиканской ИТ-индустрии достиг $16 млрд при темпе прироста порядка 14%.

Также необходимо отметить, что по данным консультационного агентства AT Kearney, сегодня Мексика является четвертым по величине экспортером ИТ-услуг в мире после Индии, Филиппин и Китая, а к 2013 году ожидается ее выход на третье место.

При численности населения в 113 млн. человек, в стране насчитывается 2500 компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, которые обеспечивают рабочими местами по информации из разных источников от 600 до 725 тыс. человек, то есть на 100 тысяч жителей приходится от 530 до 641 ИТ-специалиста (для сравнения, в Беларуси эта цифра по различным данным находится в диапазоне от 158 до 263). Ежегодный прирост специалистов составляет 65 тыс. человек в год и постоянно публикуется информация об их дефиците. По данным мексиканской компании Grupo ASSA дефицит специалистов у таких крупных игроков, как Microsoft, IBM, Twitter, Google, Infosys и др. составляет 65 тыс. человек в год. На графике представлена информация об изменении численности ИТ-специалистов (в том числе специалистов по разработке ПО) в Мексике в 2000-2014 г.г. (источник). Таким образом, в 2011 году каждый работник ИТ-сферы принес в среднем $22-26 тыс. дохода.

Можно также говорить об активном сотрудничестве частного сектора и правительства в рамках 24 технологических парков по всей стране, которые включают 33 кластера в 23 штатах.

Однако для нас интерес представляет не только и не столько текущее положение дел в Мексике, сколько то, каким образом были достигнуты столь впечатляющие результаты.

Предпосылки

Рассмотрим более подробно конкурентные преимущества, которые позволили Мексике выйти на лидирующие позиции в отрасли информационных технологий.

Первым конкурентным преимуществом Мексики является непосредственная близость к США, которые являются самым крупным потребителем информационных технологий в мире, (на них приходится две трети покупаемых ИТ-услуг) и, следовательно, самым крупным заказчиком.

Географическая близость снижает общие расходы на авиаперелеты и переговоры. Это позволяет организовывать встречи лицом к лицу, что повышает доверие между сотрудничающими сторонами. А тот факт, что 10,7% (2000 год) населения США говорит на испанском языке дает Мексике еще одно преимущество, так как при выборе бизнес-партнера языковой фактор играет далеко не последнюю роль. Дополнительными плюсами являютсясовпадение часовых поясов и совместимые бизнес-культуры. (напрашивается параллель между Республикой Беларусь и Российской Федерацией).

Еще одним неоспоримым преимуществом Мексики является то, что заработная плата мексиканского специалиста в среднем на 50-60% ниже, чем в США. По словам Дэвида Марда (David Mard) руководителя отдела информационных технологий в компании Mexico Espress, регионального отделения компании, базирующейся в Калифорнии, в 2003 году при реализации крупных ИТ-проектов, посредством аутсорсинга в Мексику, можно было сэкономить от 50 до 60% стоимости аналогичного проекта в США. По словам все того же Дэвида Марда, ставка американского разработчика приложений составляет в среднем $100-125 в час, в противовес $20-30 мексиканского (на сегодняшний день ставки в Республике Беларусь эквивалентны этим цифрам). Здесь нужно сделать отступление и отметить, что эффективность работы сотрудников из Мексики на тот момент времени (2003 год) была ниже, однако для больших проектов это окупалось. В настоящее время Брауном Уилсоном (Brown Wilson) в Ежегодном обзоре сферы аутсорсинга (Annual Outsourcing Survey) было отмечено высокое качество обслуживания клиентов в Мексике. Число компаний, сертифицированных по стандартам CMMI, CMM и MOPROSOFT, постоянно растет.

Но, в то же время, по результатам исследования Конкурентных Альтернатив 2010 (Competitive Alternatives 2010), проведенного аудиторской ассоциацией KPMG, Мексика является страной с самым низким индексом стоимости в области разработки ПО, предоставления услуг бэк-офиса (back office) и организации call-центров (call center services).

Дополнительным преимуществом Мексики является то, что в рамках соглашения НАФТА допускается свободное перемещение товаров и услуг между Канадой, Мексикой, Чили и США, то есть отсутствуют таможенные пошлины и сборы, а также количественные ограничения по взаимной торговле в соответствие с заключенным международным договором (вспомним о Таможенном союзе, заключенном между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Казахстаном).

Более системно к оценке Мексики подошло агентство Gartner. Ниже приведена таблица, отражающая рейтинг Мексики в области аутсорсинга, включенный в доклад агентства (источник).

Критерий Рейтинг
Язык Хорошо
Поддержка государства Очень хорошо
Рынок труда Очень хорошо
Инфраструктура Хорошо
Система образования Хорошо
Стоимость Очень хорошо
Политическая и экономическая ситуация Очень хорошо
Культурная совместимость Очень хорошо
Глобальная и правовая зрелость Хорошо
Безопасность данный и интеллектуальной собственности и конфиденциальность Очень хорошо

Руководство к действию

Успех Мексики в области развития ИТ-сферы во многом был достигнут благодаря совместной деятельности правительства и частного сектора. Руководством страны были заключены договоры о свободной торговле с 44 странами, что открыло доступ к практически миллиарду потенциальных покупателей по всему миру, также Мексика подписала соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций с 27 странами.

Отдельно необходимо обратить внимание на программы, имеющие своей целью превратить Мексику в идеальный вариант для ИТ-бизнеса.

Мексиканское правительство осуществило вложения в ряд инициатив, включающих налоговые льготы и инвестиционную поддержку. Также при взаимодействии с ключевыми университетами были разработаны учебные планы для формирования у выпускников знаний и навыков, необходимых в ИТ-индустрии.

В 2004 году при поддержке в Министерства экономики стартовала программа PROSOFT (Program for the Development of the Software Industry), имеющая свое целью проникновение информационных технологий во все сферы экономики и укрепление позиций Мексики в данной области. Она направлена на предоставление финансовой помощи при разработке и реализации проектов в ИТ-индустрии, при этом финансирование ведется правительствами штатов и промышленными ассоциациями. В рамках программы компании и инвесторы могут воспользоваться денежными грантами, предоставляемыми PROSOFTи соответствующими штатами. Эти средства могут быть использованы для покрытия до 50% от общей стоимости проекта и доступны как для местных, так и для иностранных компаний. В 2008 году ей воспользовалось около 500 компаний, в реализацию вовлечен 121 университет.

Стратегия PROSOFTвключает содействие развитию экспорта ИТ-услуг, привлечение инвесторов, оказание поддержки при подготовке высококвалифицированного персонала в сфере разработки ПО, а также формирование правовой основы, которая укрепляет и стимулирует развитие ИТ-индустрии.

PROSOFT направлена на увеличение объема производства ПО до $5 млрд к 2013 году. В рамках программы Мексика построила три технологических парка: парк Монтеррей для ТНК (Monterrey Technology Park), парк Аподака (Apodaca Technology Park) и парк Гвадалахара (Guadalajara Park), который расположен в центре Силиконовой долины Мексики. (Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы, больше известная под названием ИТ-страна, является аналогом PROSOFT).

Еще одной инициативой по развитию ИТ-отрасли является программа Mexico IT. Она направлена на расширение осведомленности о возможностях ИТ-индустрии Мексики. Программа была разработана и реализуется мексиканской национальной Палатой по электронике, телекоммуникациям и информации.

По словам первого Генерального директора CANIETI Рохелио Гарса (Rogelio Garza), «Американские компании, которые хотят использовать временные и финансовые преимущества аутсорсинга ближе к дому, не могут тратить время на сбор информации для поиска наилучшего решения. В Mexico IT мы можем предоставить им всю необходимую информацию, направить их к дополнительным источникам и помочь установить контакты с компаниями и местными властями». Mexico IT развернула активную кампанию в 2007 году. В число участников программы входит несколько компаний и шесть мексиканских штатов: Халиско (Jalisco), Нуэво-Леон (Nuevo Leon), Керетаро (Queretaro), Синалоа (Sinaloa), Сонора (Sonora) и Штат Мехико (the State of Mexico). Эти штаты также оказывают поддержку в рамках программ по инвестициям в ИТ.

Таким образом, становится очевидным, что, несмотря на все стереотипы и клише, Мексика смогла увидеть и использовать свои конкурентные преимущества. Вы смогли убедиться в том, что приложенные усилия окупились в полной мере, а также оценить, насколько возрастает эффективность реализуемых мер при тесном взаимодействии государства и частного сектора. Это пример успеха, который не может быть проигнорирован, и которому может и должна последовать Беларусь.

Статья опубликована в газете Компьютерные вести

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий